?

Log in

Ранее в дни-в-nik'е | Посвежее

Раз уж так получается, что впечатления иногородцев о городе У. гораздо более востребованы к прочтению чем истории о путешествии наших людей на чужбине :), вернёмся к основам и истокам этой темы в ЖЖ. Один из самых известных и первых подробных отзывов о городе Ульяновске это двухсерийный пост московского блогера Ильи Буяновского в сообществе фотопутешественников по российским городам и весям russiantowns.

И уж если я темой коллекционирования рецензий на город У. проникся всерьёз, решил, что этот опус обязан быть и у меня в дни-в-nik'е. Итак, значит, часть первая:

varandej: Родина Ленина и окрестности

Ульяновск - самый, пожалуй, странный из областных центров Поволжья. Никому из путешествующих особо не нужный сейчас - и главная достопримечательность Поволжья лет 30 назад. Город, где погибли все храмы - но прекрасно сохранилось деревянное зодчество. "Красная Мекка" с огромным Ленинским мемориалом. Город на двух берегах Волги, где спокойно можно простоять 2 часа в пробке на мосту. Бывшее "Красное пятно России", где только в 2002 году была предприянта "шоковая терапия", а ныне жива атмосфера 1990-х.

В общем, не знаю, насколько Ульяновск интересен - но безусловно, оригинален.

Ульяновск (бывший Симбирск) был основан в 1648 году Богданом Хитрово как столица Большой Засечной черты - "Великой Русской стены", тянувшейся от Днепра до Волги. Крепость на вершине 120-метровой горы Венец была мощнейшая - даже Степан Разин с 30-тысячным войском не смог ее взять. В 18 веке Симбирск можно было считать главным городом от между Казанью и Астраханью. К концу 19 века же вдруг оказалось, что Симбирск, напротив, стал самым отсталым из губернских городов Поволжья - он уступил Саратову (250 тыс. жителей), Казани (200 тыс. жителей), Самаре и Астрахани (по 150 тыс. жителей) - в Симбирске жило всего 70-80 тысяч человек. Однако это был красивейший город с уникальными храмами - но в целом осталась у симбирян одна гордость: великие земляки, коими были Гончаров и Карамзин. В честь первого уже в 1912 году был построен дом-памятник. После Революции же выяснилось, что родом из Симбирска САМЫЙ ВЕЛИКИЙ ЗЕМЛЯК в Советском Союзе. Последствия были очень масштабны. Важнейшие из них таковы:
1. Тотальное уничтожение храмов и вообще всего, что было не связано с Лениным и другими земляками.
2. Превращение Ульяновска в "город-музей Ленина" без чужеродных элементов.
3. "Красное пятно России" в 1991-2002 годах - попытка не пустить в область капитализм. Бабушки в плацкарте вздыхали: "Еще в 1997 году хлебушек по 16 копеек ели, и все к нам за хлебушком ездили", а молодые возмущались: "В 1997 у нас еда была еще по талонам!".
В 2002 году Ульяновск окончательно распрощался с красным прошлым - по одной версии, просто экономика региона не выдержала заботы о людях, по другой - задушили ее капиталюги проклятые.



Как бы то ни было, нынешний Ульяновск - один из самых бедных и депрессивных городов, что я видел. Зарплаты тут ниже, чем в Самаре и Казани в 2-3 раза, новостройки можно перечитать по пальцам, люди одеты ужасающе бедно (и к тому же очень много "коммунистических дедов" - в других городах этот типаж почти ушел в прошлое), городской транспорт ходит плохо (зато маршрутки носятся стаями), а в Москву я ехал с полным вагоном гастрбайтеров - первый раз вижу это зрелище во внутрироссийском сообщении.

Вокзал в Ульяновске - скучная советская "коробка", с очень интересным внутренним убранством, не характерным для брежневских времен - всякие панно (особенно с великими земляками), удивительные резные лавочки в зале ожидания... а также убогое оснащение: вместо табло используются рукописные таблички в окне справочной. Здесь же, на вокзале находится один из музеев Ленина на втором этаже (!). Вокзал расположен далеко от центра (около 20 минут на трамвае №4), а поезда делают в Ульяновске две остановки - на разных берегах Волги, так как пересечь ее бывает очень трудно (об этом отдельно).

Чтобы попасть к Родине Ленина, надо ехать до улицы Железной Дивизии. Основной ориентир - немецкая кирха начала ХХ века:



Удивительно, что в городе, где уничтожались красивейшие храмы Поволжья, большевики пощадили в общем-то вполне тривиальную лютеранскую кирху. Впрочем, на этом парадоксы еще не заканчиваются: ведь из всех поволжских облцентров Ульяновск не имеет равных по сохранности деревянного зодчества:



Дом на кадре выше - жилой, не имеющий к музеям Ульяновска никакого отношения. Удивительно - утратив важнейшие свои памятники, город сохранил самый хрупкий исторический пласт - деревянное зодчество. Впрочем, отчасти этому способствует и то, что сюда до сих пор не пришли Большие Деньги.

Что уж говорить про Ульяновск музейный? Ведь еще в СССР музейное дело достило здесь небывалых масштабов, и возник уникальный для России музей - "Родина Ленина". Вход в нее - напротив кирхи:



Организаторам этого чуда показлось мало сохранить сами "Ленинские места" - они сочли нужным сохранить еще и пейзажи, которые мог видеть юный Володя Ульянов. А так как семья Ульяновых жила в Симбирске в арендном жилье, места жительства ее постоянно менялись. Один из "островков" и стал музеем-заповедником "Родина Ленина". И здесь две улицы и два квартала на окраинах старого Симбирска были сохранены в почти дореволюционном облике.







На параллельных улицах Ленина и Льва Толстого ниже улицы Железной Дивизии почти каждое здание - музей или культурное учреждение. Атмосфера передана поразительно - гуляя по улице Ленина (улица Льва Толстого в этом плане послабее), ощущаешь себя героем книжек Толстого или Чехова - подлинное погружение в прошлое. Увы, только мне помешало хорошо заснять все это разыгравшаяся метель:



Не меньше, чем пейзажи улицы, впечатляют пейзажи кварталов:







А по всей длине улицы расположены всякие интересные объекты, в которых организованы музейчики. Пройдемся по улице Ленина сверху вниз.

Самое крупное здание - доходный дом начала ХХ века. Володя Ульянов его еще не видел:



Маленький деревянный домик солидного возраста (1830-е годы), занятый реставрационным институтом, занимающимся охранной исторической застройки Родины Ленина:





Один из многочисленных домов Ленина. Если я не ошибаюсь, всего их 6 - три на Родине Ленина и три на Ленинском мемориале. Я бы на месте нынешних властей поставил памятник тому, по чьей вине Ульяновым не удалось закрепиться на одном месте и приходилось жить то там, то там:



Пожарный обоз (действующий):



Переулок за обозом ведет к усадьбе (здание - 1904-1930 года), в которой помещается музей фотографии



Одно из самых симпатичных зданий на улице - Мелочная лавка. Внутри музей с соответствующей экспозиций, а во дворе еще один - Столярная мастерская.



А вот это неприметное красное здание - Главный Дом Ленина. Ведь здесь Володя Ульянов провел наиболее длинный отрезок своего периода жизни в Ульяновске - почти все школьные годы.



Музей занимает две соседние усадьбы, под ними устроен подвал с гардеробом и экспозициями, а в самом музее, по словам работников, большинство вещей подлинные. И при всем противоречивом отьношении к Владимиру Ильичу, его отец, Илья Николаевич, вызывает у меня глубокое уважение - по всем посещенным мной домам Ульяновых складывается впечатление, что отец Ленина был человеком очень культурным, образованным, талантливым и ответственным. Об этом говорят и доски для "четверных шахмат" (оказывается, были и такие), и химическая лаборатория в комнате Александра Ульянова, и роскошные географические карты, висевшие в каждой комнате вместо украшений.



Илья Ульянов был героем эпохи Александра Второго: после реформы образования он был назначен инспектором по образовательным учерждениям Симбирской губернии (а до этого жил в Астрахани и Нижнем Новгороде), сумел поднять образование региона на очень высокий уровень (причем особое внимание уделял национальным школам, где предлагал развивать образование на родном языке), был человеком уважаемым в кругах русской интеллигенции. Убило Илью Николаевича время Александра Третьего - контрреформы разрушили дело его жизни, и он умер от инсульта. В общем, история семьи Ульяновых очень четко вписывается в историю России трех последгних императоров вообще.








А в целом улицу Ленина надо пройти от улицы Железной Дивизии до следующей полностью - это всего метров 400, но по всей протяженности атмосфера 19 века очень сильна. И именно 19-го - купеческого, мещанского, ямщицкого, а еще не начала 20-го - сюрреалистического, пролетарского, опьяненного модернизмом, прогрессом и ростом тяжелой промышленности. Будут на улице и еше кое-какие музеи - градостроительства, купечества и т.д.

Параллельная улица Льва Толстого сохранилась несколько хуже - но ее постройки по отдельности куда интереснее. И это уже 20-й век:





Еще один дом Ленина:



Немало на улице и интересных каменных домов - но их я не выкладываю, чтобы пост не вышел слишком большим. В одном из них - доме полицмейстера фон Брадке, расположен музей архитектуры модерна в Симбирске.



На его заднем дворе - две хозяйственных постройки в стиле деревянного модерна:



А за ними - одна из самых интересных достопримечательностей Ульяновска: реконструированный участок Большой Засечной черты.



Об этом сооружении, тянувшемся от Днепра до Волги и являющимся наши аналогом Великой Китайской стены, у меня уже был репортаж - фрагмент вала недалеко от Тамбова. Там описана и техническая сторона этой Черты - сооружения уникального и построенного пусть и скромнее, но гораздо УМНЕЕ, чем в Китае. Здесь же, в Ульяновске, бывшей столице Черты, в глубине музейного двора расположена реконструкция.



Ров, частокол, деревянная башенка. Вал такой крутизны, чтобы на него не смогла взойти поперек лошадь - ведь кочевники не имели пехоты. И такая линия, как этот 20-метровый участок, тянулась почти непрерывно на 2000 километров.





Внутрь башни можно зайти, заплатив отдельно в музее - смотрительница откроет ворота, проведет экскурсию и позволит подняться наверх. Внутри башни интересны образцы оружия (в том числе пищаль) и доспехи ногайца. Порадовало, что по заказу в башне и соседних постройках проводятся свадьбы и другие торжества "а-ля рюсс" со стрельцами и сбитнем.

Вообще же, на Родине Ленина около десятка музеев, в том числе такие, как "Метеорологическая станция Симбирска" или "Чувашская начальная школа". И вообще опыт полной музеефикации небольшого старинного квартала широко распространен в Европе и США, но для России "Родина Ленина" уникальна. И в общем-то это давно уже не "Родина Ленина" никакая. Музейщики же живут в постоянном страхе, что их закроют и снесут всю эту застройку в рамках борьбы с коммунизмом, но ведь чтобы обезопасить себя от идеологии, надо не так много - всего лишь поменять название.

На окрестных улицах (Железной Дивизии, Минаева, Толстого  в сторону центра) тоже сохранилось много интересных немузейных зданий (хотя нигде нет целостных участков больше 2-3 домов подряд). Например, дом актера на Минаева:



Мединститут, который я сначала принял за свежевосстановленную церковь, там же:



Дом Ливчака на улице Льва Толстого по дороге в центр:



Федор Ливчак, творивший в Ульяновске в начале ХХ века, был весьма нетривиальным архитектором. Например, свой дом он строил из пустотелых бетонных блоков - этот материал, мало уступавший по характеристикам дереву, он разработал и предполагал использовать в деревнях для возведения огнеупорных изб. Но планам о "деревне будущего" помешал его, можно сказать, сосед.

Другое произведение Ливчака - дом, ныне занятый Ульяновским университетом, возвышается по соседству. Стиль архитектора очень узнаваем, и его дома вполне могли бы быть "визитной карточкой" Симбирска.



Напротив - квартал  из трех конструктивстских зданий, который стоит обойти с разных сторон: очень красивы стрельчатые окна на фасадах, обращенных в противоположные стороны:



В наше время принято ругать новостройки, но в Ульяновске их почти нет - ни на окраинах, ни в "полуцентре" - за Родиной Ленина начинабтся пятиэтиажки. И увидеть бы это противникам современной архитектуры, да в такую вот погоду - кварталы серых коробок способны вогнать в тоску кого угодно.

Мы же пойдем дальше, мимо зданий с последних кадров, и вскоре достигнем улицы Гончарова. Но о главной улице города и Ленинском мемориале - в следующий раз.

Comments

( 23 comments — Leave a comment )
free_vortex
Mar. 29th, 2012 04:59 pm (UTC)
странно, но заголовок совершенно не отражает внутреннего содержания.
а я хотел в Ульяновск съездить, но читая мрачные рассказы думаю, может не стоит?
__jester
Mar. 29th, 2012 05:14 pm (UTC)
наоборот - приезжай всенепременно
free_vortex
Mar. 29th, 2012 05:20 pm (UTC)
я был в детстве, жил на последнем этаже "венца" и в музеях мне понравилось :)
dimanets
Mar. 29th, 2012 05:17 pm (UTC)
зацепился за два самых громких утверждения :)
у меня в коллекции есть очень хорошие отзывы, это скорее зависит от общего отношения к жизни и настроения с каким приезжаешь в город, плохое везде можно найти, если постараться, только зачем?)

я бы при общих равных Ульяновск бы посетил, пробежался бы мельком по ленинско-музейными темам, но точно жаждал бы увидеть "морскую" широту Волги

а я вот всё в Пензу собираюсь :)
free_vortex
Mar. 29th, 2012 05:22 pm (UTC)
да я бы и от музейной части не стал отказываться :)

а Пенза проигрывает уже тем, что у нас нет Волги :)
но приехать все равно можно. как сказал sv_bob - Пенза маленькая Самара :)
dimanets
Mar. 29th, 2012 05:34 pm (UTC)
я на Волгу как раз насмотрелся))
в этом году если не получится второй раз вернуться во Владивосток, устрою себе поволжское "золотое кольцо", поеду смотреть города вокруг Ульяновска :)
free_vortex
Mar. 29th, 2012 05:48 pm (UTC)
а я сейчас в Чебоксарах. надеюсь еще увижу ледоход, может быть даже в любимом Нижнем Новгороде :)
primarykey
Mar. 29th, 2012 08:14 pm (UTC)
ядрёной бомбы на вас нет, короче))) дороги - кошмар, народ - жлобьё неадекватное, зарплаты - яплакалъ, в инстанциях - зверюги. что-то забыла?)))
dimanets
Mar. 29th, 2012 08:32 pm (UTC)
задумался.. может ещё если только - "водку по вечерам не продают - садисты" :)
primarykey
Mar. 29th, 2012 08:34 pm (UTC)
нее, если б тут вообще не продавали водку-сигареты на сто верст окрест, я б всё остальное этому городу простила)
svinzovaja
Mar. 30th, 2012 07:15 am (UTC)
чистенко так у вас, аккуратные домики, видно что о них заботятся. В Саратове большинство исторических памятников в состоянии таком, что без слез не взглянешь. У вас мило!
dimanets
Mar. 30th, 2012 09:54 am (UTC)
Спасибо! И добро пожаловать! :)
alivano
Mar. 30th, 2012 11:39 am (UTC)
Как человек вдумчиво по родине Ленина прогулялся!
Правда, общее впечатление от города у него почему-то негативное осталось.
dimanets
Mar. 30th, 2012 11:50 am (UTC)
может потому что зимой приезжал, летом у нас повеселее, если только опять не затеют бордюрно-плиточный ремонт :)
alivano
Mar. 30th, 2012 01:14 pm (UTC)
если только опять не затеют бордюрно-плиточный ремонт
думаешь, не затеют? очень сомневаюсь! :((
dimanets
Mar. 30th, 2012 01:36 pm (UTC)
Re: если только опять не затеют бордюрно-плиточный ремо
конечно, затеют
это только благодаря неторопливой весне не видно под снегом что осталось от прошлогодней починки и надо ли переделывать сразу всё или только на что денег хватит..
но с особым интересом я жду когда оттает бульвар Новый Венец.... :)
alivano
Apr. 2nd, 2012 06:53 am (UTC)
Re: если только опять не затеют бордюрно-плиточный ремо
а что, там тоже чего-то в прошлом году наложили?))
dimanets
Apr. 2nd, 2012 09:22 am (UTC)
Re: если только опять не затеют бордюрно-плиточный ремо
на Венце? ага, полная замена асфальта на плитку + переделка чугунной ограды, скажем так, с детства знакомой каждому ульяновцу, на непойми-чего и новые фонтаны..
уже в начале зимы там всё поехоло, треснуло и отвалилось.. этим летом на Венце будет очень печальное зрелище.. :(
alivano
Apr. 2nd, 2012 12:52 pm (UTC)
Re: если только опять не затеют бордюрно-плиточный ремо
Да, я ведь читала репортаж про каменные шары, которые укатили еще в 1-ю неделю.
Асфальт там не ахти был, но плитка - это отдельная песня. Вот бы ее любителей в туфли на каблуках обуть и прогуляться заставить!
dimanets
Apr. 2nd, 2012 03:28 pm (UTC)
Re: если только опять не затеют бордюрно-плиточный ремо
ты не читала опус Ильи Варламова (ака zyalt), который влюблён в плитку и готов её целовать?
он и этотому аспекту нашёл оправдание)
alivano
Apr. 3rd, 2012 06:06 am (UTC)
Re: если только опять не затеют бордюрно-плиточный ремо
Была бы благодарна за ссылку!)))
А он и то, что плитка здорово зимой дробится, считает ее преимуществом?
Прошлой весной прошлась по Ленина, и там четко видно, кто и чем зимой лед чистил: от лома участки плитки в круглых дырках, от ледокола - в продольных выбоинах. И еще ребристые борозды от крупной техники. Красота и креатив!
dimanets
Apr. 3rd, 2012 10:08 am (UTC)
Re: если только опять не затеют бордюрно-плиточный ремо
alivano
Apr. 3rd, 2012 01:10 pm (UTC)
Re: если только опять не затеют бордюрно-плиточный ремо
Почитала товарища.)) Так это откровенный провокационный холивар :))
( 23 comments — Leave a comment )

Численник

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Темы

Instagram Live:



СпецпроЭкты:







Сети:

      
      
      

Twitter Live:





Яндекс.Метрика





Powered by LiveJournal.com