Диманец (dimanets) wrote,
Диманец
dimanets

Categories:

Ульяновск в фотографиях Мастера

Благодаря случайному попаданию в сообщество профессиональной фотографии prophotos_ru (я-то куда лезу?! :)) открыл для себя выдающегося классика документальной фотографии Валерия Щеколдина, который родился в Ульяновске и посвятил городу и области немало своих удивительных работ.

Неповторимые снимки ушедшей эпохи и современные кадры словно снятые много лет назад я разбавил выдержками из интервью фотохудожника журналу "Афиша".


«Ульяновск. День пионерской организации. 19 мая, 1975»

"— Ваше неизменное ч/б — это стилизация или как?

— Это прагматика. В Советском Союзе цветной кодак получали только ТАСС и АПН. Может, еще «Огонек» и «Советский Союз». Остальные даже за свои деньги его купить не могли. Это там на Западе — как и у нас теперь — что цветная, что ч/б, почти одна цена. Тогда же черно-белый снимок в журнале стоил в разы дешевле, чем цветной. Американцы к нам зачастили в перестройку; когда они узнавали, что человек снимает на черно-белую пленку, да еще и лейкой, то они сразу: «О-о, это, должно быть, очень богатый человек!» Ведь, если ты не Картье-Брессон, никому твои черно-белые снимки не нужны. То есть ты или равновеликий, или просто богатый бездельник. Профессионал снимает на цвет. И вот они нас, нищих, считали миллионерами. Которые просто брезгуют снимать на цвет. Занимаются исключительно высоким искусством.


«Ульяновск. 1981»


«Сверхувеличение. Ульяновск, 1978»

— Если опустить фактор ценности пленки и прочее — что вообще влияет на процент удачных кадров?

— Конечно, когда давит груз ответственности, это мешает. Поэтому репортеры более зажаты, чем человек, снимающий безответственно. Поэтому быстро нарабатываются штампы. У любого так, хоть у пекаря или слесаря, но у фотографа не только руки учатся автоматически наводить на резкость или включать диафрагму, у него и мышление начинает упрощать себе работу. Один товарищ, когда я сказал, что не поеду с четырьмя пленками снимать для «Собеседника», ответил: а мне, говорит, и двадцати кадров хватит, чтобы сделать репортаж. Человек работает в газете; он знает, что законченный репортаж состоит из трех кадров: общий план, крупный план, когда кто-нибудь с трибуны говорит, и оживляж — кто-нибудь, раскрыв рот, это дело слушает. То есть масса, ее лидер и реакция массы на его преобразующий логос — симпатичный кадр, душа, живинка. И все. И человек едет и рубит. Но ему плевать на этих людей. Свое дело он хорошо знает, но ничего не ищет сверх того. И этот человек пропал для фотографии: он лишился любопытства. Он заменил его цинизмом. Если даже были раньше какие-то способности, они улетучиваются, таковы законы природы: мы не сохраняем способности, которые не были б нам нужны. Вот и получается, что прежде всего фотограф должен быть человеком. А когда он холодный профессионал, то и фотографии у него будут холодными, словно трупы в морге.


«Ульяновск. 1978»


«Ульяновская область. Похороны кота. 1997 »

— То есть практически всегда можно сделать фотографию для «дела»?

— Всегда. Картье-Брессон, когда приезжал в 1972 году, книгу делал, — его спрашивали: «Куда вас вести на этот раз?» Он отвечал: «Туда, где больше трех человек». Ничего другого его не интересовало. Дальше — задача выжать максимум из предлагаемых обстоятельств. Не надо ничего организовывать, не надо никого провоцировать и никого ни о чем просить. Фотографию делает не фотограф, а случайность. Профессионалы, которые все контролируют, обречены на посредственные кадры. Фотограф не творец — тот же Картье-Брессон сказал, что жизнь гораздо необычнее вымысла: никаких мозгов не хватит выдумать такой кадр, который тебе дается даром. Надо его дождаться и не пыжить из себя фотохудожника. Притом понятно, что это — «дождаться». Боксер на ринге не может дожидаться, пока ему представится случай. Он суетится, делает финты; то же и фотограф. Надо подойти куда-то или подбежать. Присесть. Залезть. Объектив поменять. Когда человек снимает, в нем накапливается напряжение этого ожидания. И когда ты нажимаешь на кнопку, то расходуешь эту энергию в себе: нажал — и немножечко понизил свой потенциал, еще нажал — еще понизил. Некоторые вообще не могут остановиться, пока не кончится пленка.


«Ульяновск. 1975»


«Ульяновская область. 1991»

— Типа секс?

— Секс, но без удовлетворения. Потому что опять не туда, вечно не туда, никак не можешь попасть. И никакого оргазма, потому что, рассматривая потом материал, видишь только свои ошибки. Очень это далеко от чувства удовлетворения.


«Ульяновск. Последний звонок. 1979»


«Ульяновск. 1976»

— Мне понравился один ваш тезис, что документальная фотография за­хирела бы в раю.

— Ну да. А что там делать-то?


«Ульяновск. 1976»


«Ульяновск, 1981»

— Вот ваша нынешняя выставка про застой — когда снимать было ­лучше, тогда или теперь?

— Раньше была цензура и нельзя публиковать. У меня через десять, двадцать, а то и больше лет фотографии публиковались. Но снимать раньше было проще и приятнее. Народ был другой, и двери не держали на замке не только в деревне, но и в городе. Отношения были доверительнее. Контакта было гораздо больше. Я не знаю, сейчас знакомятся на улице вообще? Раньше только на улице и знакомились."


«Ульяновск.1970»


«Ульяновская область. 1994»

Что говорить, фотографии превосходные, глубокие и эмоционально яркие, несмотря на свою чёрно-белость. Но мне больше всего понравился вот этот снимок Валерия Щеколдина. Облазил весь интернет, по одним источникам это "Двое", по другим "Поцелуй", но самое главное и приятное - этот снимок сделан именно у нас. :)


«Ульяновск.1990»
Tags: Ульяновск, архив, фото, фотодело
Subscribe

promo dimanets june 15, 2015 10:00 Leave a comment
Buy for 20 tokens
В начале июня крупнейший международный туристический сайт TripAdvisor (200 миллионов читателей в месяц из более чем 30 стран) обнародовал итоги своего рейтинга "Выбор путешественников 2015". В этом году единственный российский город Санкт-Петербург, с 2013 года уверенно закрепившийся в главном…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments